История вышивки

Содержание:

Вышивка
Народная вышивка русского севера
Народная вышивка юга России
Народная вышивка центральных районов России

ВЫШИВКА ВЫШИВКА

Вышивка - один из самых древнейших видов русского декоративного искусства.

Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют красотой мотивов и безупречной техникой исполнения узора. В курганах IX-XII вв. археологи часто находят фрагменты древней одежды, украшенные сверкающим золотым узором.

В XIV-XVII вв. вышивка в костюме находит еще большее применение. На царской и боярской одежде, на церковных облачениях золотные вышивки сверкали и переливались на цветных фонах нежного шелка или мягкого бархата. Цветными шелками и золотными нитями украшались и тонкие льняные ткани, из которых шились праздничные рубахи, свадебные полотенца и ширинки (небольшие платки). Позднее, несмотря на резкое изменение быта и увлечение иностранной модой, традиции вышивального искусства Древней Руси не были забыты.

В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье как близ городов, так и в далеких глухих селениях.

В русских деревнях и селах с пятилетнего возраста начинали обучать девочку женскому ремеслу: прясть, ткать, вышивать, а в некоторых районах и плести кружева. К 13-15 годам она должна была своими руками приготовить приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой. Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники, на похороны и т. д. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения. Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе - жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах - крестному, попу, дьякону и т. д.

Перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая ее. Вот почему по цвету, орнаменту и фактуре вышивки всегда можно определить, где она была выполнена и когда применялась.

В начало

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РУССКОГО СЕВЕРА

Для народной вышивки русского Севера, куда входят Архангельская, Вологодская, Ленинградская области и Карельская АССР, характерно ярко выраженное стилевое единство. К северным районам примыкают также Псковская, Новгородская и частично Калининская области. Общим для вышивки всех названных районов являются швы, выполняющиеся по счету нитей ткани: счетная гладь, косая стежка, роспись, набор и др. Эти счетные швы обусловили строгую симметрию и математически точную взаимосвязь орнаментальных мотивов в узоре.

Технические приемы вышивки, в основе которых лежит отсчет нитей ткани, в значительной мере ограничивают свободу работы вышивальщиц, заставляя их придерживаться трех направлений - вертикального, горизонтального и диагонального, отчего все формы орнаментальных мотивов неизбежно приобретают четкие, суховатые, прямолинейные очертания.

Наибольшее распространение имели роспись (или полукрест) и белая строчка. Старинный двусторонний шов роспись, состоящий из мелких
1. Конец полотенца. Холст, роспись. Русский Север. XIX в.
1. Конец полотенца. Холст, роспись. Русский Север. XIX в.
красных стежков, создавал на белом холсте тонкий графический узор. Обычно легкой линией намечался контур мотива, который заполнялся потом различными декоративными разделками: прямыми и диагональными полосами, клетками, зигзагами и др. В отдельных случаях контур мотива обогащался штрихами, звездочками или крючками. Тончайшим кружевом ложился красный узор на белый холст нарядной рубахи, полотенца или подзора (рис. 1). Нежные голубые, зеленые и золотистые тона шелка, а также блестки обогащали узор, повышали его декоративную выразительность.

Белая строчка относится к сквозным счетным швам, которые выполняются по разреженной ткани. Плотный белый узор размещается на сетке из квадратных или прямоугольных ячеек. Красота строчевых вышивок достигается четким выделением белоснежного узора на легком прозрачном фоне (рис. 2).
2. Фрагмент подзора. Холст, шелковые узорные ленты, строчка. Русский Север. XIX в.
2. Фрагмент подзора. Холст, шелковые узорные ленты, строчка. Русский Север. XIX в.
Круг мотивов вышивок, выполненных швами роспись и белая строчка, очень близок. Узоры вышивок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Основным же являлся гладкий ступенчатый или гребенчатый ромб (рис. 3).

Кроме геометрических мотивов, в северных вышивках встречается изображение цветов, кустов, деревьев. Растительные мотивы сочетались в узоре с изображением птиц или зверей. Это был целый мир поэтических образов. Сказочные птицы-павы с роскошными хвостами, скромные маленькие уточки, величавые, грациозные лебеди, горделивые кони, изящные олени с ветвистыми рогами изображались среди цветущих кустов и деревьев. Не менее часто встречается в народной вышивке русского Севера изображение величавых женских фигур с птицами или цветами в руках и всадников на сказочных игривых конях.
3. Конец полотенца. Холст, роспись. Вологодская губ. XIX в.
3. Конец полотенца. Холст, роспись. Вологодская губ. XIX в.

Мотивы цветов, деревьев, птиц, зверей, всадников и женских фигур в народном искусстве всегда были наделены емкой и многозначной символикой. Лебеди у сельских жителей являлись олицетворением юной прекрасной девушки и невесты или считались символом верной любви, уточки воспринимались как знак трудолюбивой хозяйки дома и были символом плодородия, голуби значились символом супружеской верности и залогом счастливой семьи и т. д.

Позднее древняя символика многих изобразительных мотивов была забыта. Однако, по традиции, их включали в узор свадебных рубах и полотенец как необходимый символический элемент, являвшийся залогом благополучия новой семьи. Образ величавой женской фигуры, считавшийся у древних славян символом плодородия, к девятнадцатому столетию стал основой для изображения народных праздников и обрядов. В русских народных вышивках этого периода почти повсеместно встречается изображение хоровода девушек, всадников с ветками зелени в руках, ряженых, венчанье молодых в церкви, свадебный поезд с женихом и невестой в празднично оформленной карете или санях в сопровождении многочисленных гостей.

Народная фантазия создала бесконечное количество вариантов сюжетных вышивок. И все они отличаются необыкновенной красотой и поэтичностью.

Несмотря на плоскостность решения каждого изобразительного мотива и геометричность их очертаний, изображаемая сцена у народных мастериц всегда была очень живая и выразительная. Достигалась эта выразительность сюжетной сцены за счет внесения реальных черт в условное изображение традиционных образов.
4. Фрагмент подзора. Холст, строчка. XIX в.
4. Фрагмент подзора. Холст, строчка. XIX в.

Жизненные впечатления порождали новые решения, которые крестьянские девушки органично вплетали в привычные для данной местности сюжеты и сцены. Так, в девятнадцатом столетии в крестьянских вышивках появились изображения женских фигур с веерами или зонтиками в руках, многоярусные дворцы, парки с многовековыми деревьями, цветами, неведомыми зверями и птицами, огромные парусные корабли и др. (рис. 4)

Северные вышивки очень декоративны. Каждый вышитый мотив, как бы сложен он ни был, легко читается. Графически-плоскостная манера изображения мотивов с геометризованным силуэтом способствовала точно найденной ритмической взаимосвязи всех элементов узора, удивительной гармонии линий. Мастерицы добивались своеобразия изобразительных форм благодаря четким, характерным линиям и красивому узорному заполнению орнаментальной плоскости. Народная вышивка русского Севера - это поэтический рассказ о красоте родной природы.

Наряду с общими чертами каждая область, а иногда и отдельные районы имели свои особенности. Они проявлялись в технике исполнения узора, колорите вышивки, в образном строе орнамента.

Большим своеобразием отличалась вышивка Каргополья Архангельской области и Пудожского района Карельской АССР, где наряду с белой строчкой, красной росписью и набором существовал многоцветный узор, выполненный счетной гладью в сочетании с традиционными, вышеназванными швами. Наибольший интерес представляют вышивки оплечий женских каргопольских рубах. Эти оплечья, по-местному намышники, всегда строились в виде замкнутого прямоугольника с плотным ковровым узором, края которого чаще всего имели ореол из ряда легких цветов. Узор центральной части оплечья состоял из искусно сплетенных ромбов, розеток, восьмиконечных звезд, гребенчатых треугольников и других геометрических форм, сомкнутых в одну зигзагообразную линию. Несмотря на сплошное заполнение фона вышивкой, оплечья всегда имели предельно ясную симметрическую композицию. В темновато-брусничный или насыщенно-розовый цвет основного узора искусно вводится синий, зеленый и золотистый шелк, а иногда и золотые нити. Цветные шелка переливаются и горят на пламенеющем фоне, как драгоценные самоцветы, озаряя волшебным светом чеканный ювелирный узор всего оплечья.

По плотности узора и насыщенности цвета к оплечьям примыкают каргопольские и пудожские полотенца, вышитые счетной гладью, набором, косой стежкой и росписью. Здесь главенствует крупный декоративный узор: многоцветные барсы с поднятой передней лапой, величавые орлы с распростертыми крыльями, сказочные сирены с девичьими ликами и туловищем птицы. Обычной для этих вышивок является полосатая фактура, где красный цвет перемежается с ярко-желтым, алым, лиловым, лазоревым, малиновым и зеленым, наподобие радужных переливов солнечных лучей. Умело вставленные народными мастерицами восьмиконечные цветочные розетки сдерживают прихотливое движение разноцветных полос.

По монументальности форм изобразительных и геометрических мотивов, по многоцветию и красочности колорита каргопольские и пудожские полотенца не имеют себе равных в русской народной вышивке XVIII-XIX вв.

Иными были вышивки подзоров Вологодской области. Излюбленной здесь была белоснежная вышивка в технике тамбур по сетке (шов по письму), где рельефный узор на ткани с высоким тамбурным контуром четко выделялся на мелкой строчевой сетке с квадратными ячейками. Обычно так вышивали подзоры и полотенца со сложными многофигурными композициями, сюжеты которых отражали жизнь города и деревни. Здесь были изображены парки с узорными дворцами, раскидистыми деревьями, водоемами и пригорками, где среди цветов и сказочных птиц прогуливались дамы и кавалеры в нарядных платьях. Чаще же на этих подзорах встречается изображение роскошной кареты в сопровождении нарядных всадников.

Декоративная выразительность сюжетов на этих вышивках достигалась противопоставлением силуэтного рисунка с мягкими, гибкими очертаниями и ажурного фона. Красота фактуры узора достигалась введением гладевых геометрических мотивов атласников, которыми заполнялась каждая орнаментальная форма, получая живую игру светотени.

В технике шов по письму, кроме бытовых сцен из жизни города и сельских усадеб, выполнялся растительный орнамент. Пышные цветы, крупные удлиненные листья, гибкие стебли этого орнамента по композиции и очертаниям мотивов напоминают древнерусские золотные вышивки.

В Крестецком районе Новгородской области развился другой вид белоснежной сквозной вышивки, так называемая крестецкая строчка. Техника крестецкой строчки сложилась во второй половине XIX в> на основе игольного кружева, широко распространенного в этот период в отделке городского платья. Основой крестецкой строчки является геометрический орнамент, построенный на сочетании округлых и остроугольных форм. Своеобразие этой уникальной вышивки заключается в том, что каждый отдельный прием ее выполнения образует самостоятельные формы орнамента, которые по-разному сочетаются и варьируются в узорах.
5. Фрагмент полотенца. Льняное полотно, крестецкая строчка: рассыпной гипюр, сновочные мотивы. Крестецкая строчевышивальная фабрика. 70-е гг. XX в.
5. Фрагмент полотенца. Льняное полотно, крестецкая строчка: рассыпной гипюр, сновочные мотивы. Крестецкая строчевышивальная фабрика. 70-е гг. XX в.
Выполняется вышивка по крупной сетке или в просветах удаленной ткани. Небольшие прозрачные кружки на тонкой, как паутинка, сетке ("мыльный пузырь", как метко назвали их народные мастерицы) сочетаются с многолучевыми звездами (рис. 5). Плотные, словно чеканные розетки, образованные частым переплетением белых ниток, объединяются с узором, состоящим из россыпи мелких кружков или легких воздушных петель. Сочетание крупных звездчатых форм, заполненных легкими ажурными разделками, наподобие пены, с небольшими снежинками образует красивый узор, известный у народных мастериц под названием вологодские стекла. Техника выполнения этого узора весьма трудоемка и требует большого мастерства. Основной узор почти всегда объединяется с широкими и узкими узорными мережками. Сложные узоры этих мережек выполняются с помощью дополнительных сновок, т. е. ниток, проложенных в определенном порядке по столбикам. Все узоры крестецкой строчки отличаются тонкостью, можно сказать, ювелирностью, напоминая украшения из серебряной скани.

На Каргополье, в Заонежье и во многих районах Новгородской области во второй половине XIX в. на полотенцах, подзорах и праздничных рубахах мастерицы любили вышивать тамбурный узор (в каждом районе он имел свои характерные особенности). В Заонежье тонкая линия красного или белого тамбура, петляя и извиваясь, весело обегала контур каждого мотива, создавая прозрачный кружевной узор из нежных, изящных цветов и полевых травок (рис. 6). В Новгородской области графический линейный рисунок из мелких листьев и цветов сочетался с плотными большими цветами, поверхность которых сплошь зашивалась тамбурным швом, создающим красивую бугристую фактуру.
6. Фрагмент подзора. Кумач, тамбур. Заонежье. Вторая половина XIX в.
6. Фрагмент подзора. Кумач, тамбур. Заонежье. Вторая половина XIX в.

Новгородские мастерицы, кроме белого и красного тамбура, применяли многоцветный, построенный на сочетании сближенных тонов. Особенно часто встречаются пастельные оттенки зеленой, золотистой и розовой шерсти.

На Каргополье предпочитали яркий пламенеющий фон кумача, который расцвечивали белыми, зелеными, алыми, желтыми, лиловыми, голубыми тонами шерсти и хлопка (как и в вышивках счетной гладью и набором).

Кроме цветочного узора, в тамбурных вышивках Каргополья встречается изображение сказочной птицы - павы, издавна являвшейся у русского народа символом счастья и любви. Птица-пава всегда изображалась в профиль с гордо вскинутой головкой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и ее оперение в виде петель, колец и зигзагов переливались всеми цветами, подчеркивая ее необычность.
7. Конец полотенца. Холст, крест. Архангельская губ. Конец XIX в.
7. Конец полотенца. Холст, крест. Архангельская губ. Конец XIX в.

К вышивкам, получившим широкое распространение во второй половине XIX в., относится крест. Узоры, выполненные крестом, во многих случаях являлись повторением старинных мотивов, вышитых швом роспись (рис. 7). Здесь встречаются все те же геометрические мотивы, цветы, кусты и деревья, птицы и звери. Были среди вышивок крестом и непривычные для крестьянских узоров мотивы, которые брали мастерицы с печатных городских картинок.

В начало

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА ЮГА РОССИИ

В русской народной вышивке Курской, Орловской, Тамбовской, Пензенской и Воронежской областей основным являлся многоцветный орнамент геометрического характера. К южным близка вышивка Тульской, Рязанской, Смоленской и Калужской областей.

На юге выделяются два приема выполнения узора - цветная перевить и счетная гладь, хотя существовали, так же как и на Севере, белая строчка, роспись, набор и другие швы. Для территорий современных Тульской, Калужской, Рязанской, Смоленской и частично Орловской и Калининской областей в XIX в. характерна была цветная перевить. Как и белая строчка, цветная перевить выполнялась по сетке, получавшейся от продергивания нитей основы и утка из ткани.

В отличие от северной сквозной вышивки на юге узор получался многоцветным за счет плотного обвива столбиков сетки фона красными, малиновыми или золотистыми нитками. Фигуры орнамента выполнялись мягкими нитками, которые заполняли сетку с неперевитыми столбиками, создавая иллюзию ненарушенной ткани. Плотный белый узор, четко выступавший на цветном фоне мелкой сетки, дополнялся небольшими цветными вставками, которые меняли образный строй всей вышивки, даже при одних и тех же формах орнамента. В Рязани чаще всего вводили синий тон, который придавал суровую торжественность декоративной вышивке. В Смоленске на золотистом фоне горели красные, оранжевые, белые и лимонные тона, создавая гамму летнего восхода солнца.
8. Фрагмент строчевой вышивки. Центральная Россия. XIX в.
8. Фрагмент строчевой вышивки. Центральная Россия. XIX в.
В Туле и Калуге в красно-белую гамму цветной перевити народные мастерицы вкрапляли яркие голубые, синие, зеленые и желтые вставки, которые ассоциировались с цветущими полями окружающей природы (рис. 8). В Калининской области в цветной перевити употреблялся преимущественно малиновый фон, а узор переливался зелеными, алыми, белыми, золотистыми тонами.

Вышивки, выполненные цветной перевитью, отличались богатством орнаментальных мотивов и сложностью композиционного строя узора. Обычно это были многоярусные композиции из гладких и узорных полос, где вышитый орнамент объединялся с переборным ткачеством, нашивками из желтых, синих, алых лент, узорной тесьмы, цветного кружева, блесток и бисера, которые все вместе создавали искрящийся и переливающийся праздничный узор, оттененный белоснежным фоном холста.

Основой вышитого орнамента, как и тканого, на юге служил ромб или квадрат. Особенно разнообразными были очертания ромба: с выступами по углам (репей), пересеченный двумя диагоналями, гребенчатый, с попарно отходящими от его углов спиралями (репей кудрявый) и т. д. Ромбы в узорах южных вышивок располагались цепочкой друг за другом или сочетались с другими геометрическими мотивами: косым крестом, звездой, розеткой. Красота вышивки создавалась тонко разработанным ритмом форм и линий, где промежутки фона между фигурами также приобретали вид узора. Такое построение орнамента не выделяло отдельные элементы узора, они сливались в едином переливе цвета, очень сложном и многообразном. Кроме геометрического орнамента, в цветной перевити Тульской и Калужской областей, как и на Севере, встречается изображение грациозных птичек с пышным оперением, величавых женских фигур в широких юбках, которых местные жители называют "куколками", всадников на сказочных горделивых конях и царственных барсов с закрученными на спину хвостами. Как и на Севере, этот своеобразный мир поэтических образов, связанных в прошлом с представлениями крестьян-земледельцев, затем был переосмыслен. Все эти образы были связаны теперь с благополучием новой семьи и являлись символом любви, верности и согласия между мужем и женой или залогом богатой жизни. Поэтому изображение птиц, зверей и домашних животных встречается на свадебных и праздничных полотенцах, которыми украшалась крестьянская изба, или на одежде жениха и невесты.

В Тульской, Тамбовской, Рязанской областях в XVIII- XIX вв. широко были распространены сочные, многоцветные вышивки счетной гладью в сочетании с косой стежкой, двойным крестом, росписью, поддевчатым швом и набором. Вышивки эти чаще всего выполнялись некрученым цветным шелком мягких оттенков или яркой цветной шерстью (Орел, Воронеж). Шелком вышивались преимущественно женские и девичьи головные уборы, свадебные рубахи и свадебные платки-косяки. Изысканным был колорит этих вышивок с узором геометрического или сильно геометризованного растительного орнамента.

В Орловской области на очельях сорок (головных уборов), вышитых гладью и мелким крестом, преобладали золотистые, лимонные, голубые, темно-лиловые и малиновые тона.

На головных уборах и рубахах Тамбовщины и Мещерского края Рязанской области колорит вышивки строился на равномерном ритме двух или трех цветов, где ведущим являлся мягкий цвет марены, имеющий терракотово-красный или черно-коричневый оттенок, дополненный нежным кобальтовым, охристо-зеленым или розовым шелком.

В некоторых случаях применялся сложный ритм цветного шелка сочных или нежных тонов. Объединяющим здесь являлся тонкий черный контур росписи, который очерчивал каждый мотив узора, придавал форме чеканную точность. Особенно изысканными по цвету являются вышивки Моршанского и Кирсановского районов Тамбовской области. Шелк, выкрашенный корнем марены, в этих районах имел различные оттенки красного цвета: терракотовые, коричневые, винно-красные, розовато-песочные. Эти оттенки в гладевых вышивках чаще всего сочетались с бирюзовым, охристым и зеленым шелком.

Строгими и торжественными были узоры из черного шелка с золотом или серебром на головных уборах Тамбовской и Рязанской областей.

Разнообразен и композиционный строй этих вышивок. В золотных вышивках с черным шелком узор всегда имел центрическое построение композиции с густо зашитым фоном, где геометрические мотивы были вписаны в квадрат. По концам полотенчатого головного убора и на очельях сорок узор строился на сочетании квадратов и прямоугольников или имел диагональное построение мотивов.

Встречается также узор из сильно геометризованных растительных форм, где цветы превращены в розетки или вытянутые шестигранники, а листья - удлиненные прямоугольники с зубчатым краем. Нередки также изображения цветущих кустов, птиц и женских фигур. Эти узоры выполнены преимущественно крестом и счетной гладью.

Здесь на листьях стежки расположены навстречу друг другу, в виде елочки, а на цветах - как лучи или лепестки ромашки (от центра к краям). Такое разнообразие в расположении нитей вышивки определяет богатую светотеневую игру фактуры, создает перелив цвета на каждом шелковом стежке.

В некоторых районах Воронежской области на праздничных рубахах и передниках, кроме ярких, многоцветных вышивок, были распространены узоры, выполненные счетной гладью тонкой черной шерстью. Мелкие стежки счетной глади создавали строгую, предельно ясную композицию в виде замкнутого прямоугольника. Узор здесь обычно состоял из сложных ромбических мотивов, окруженных легким орнаментом, напоминающим аллею стройных деревьев с поднятыми вверх ветвями. Красотой узора, строгостью ритма, четкостью форм воронежская вышивка черной шерстью отличается от народного искусства других районов.

В народной вышивке Орловской области особое место занимает спис, напоминающий древнерусское шитье золотом. Сказочный узор из причудливых пышных цветов, удлиненных изрезанных листьев и гибких стеблей очерчен криволинейным тамбурным или стебельчатым контуром красного цвета. Каждая форма узора заполнена мелкими геометрическими разделками, вышитыми швом набор, которые создают фактуру в виде сеточек, зигзагов, шашек и др. Разнообразие этих разделок безгранично. Сочетание их в одной вышивке зависит от декоративного чутья мастериц, которые с необыкновенным чувством меры располагали то более густые, то более разреженные формы в одном узоре, придавая ему необыкновенно богатую и сложную игру фактуры. Иногда в красный цвет списа тактично вводился синий, который повышал декоративную выразительность узора вышивки.

В узоре, цвете и фактуре народных мастериц было много общего, но вместе с тем каждое произведение отмечено своей неповторимой индивидуальностью.

В начало

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА ЦЕНТРАЛЬНЫХ РАЙОНОВ РОССИИ

Вышивка Владимирской, Ярославской, Костромской, Калининской, Московской, Ивановской и Горьковской областей сочетала в себе черты народного искусства северных и южных районов, но каждой местности были присущи свои особенности. Как и на Севере, здесь широко распространена была белая строчка с разнообразными фактурными разделками мотивов, где преобладали настил, штопка, паутинка, жучок и др. Узор часто выполнялся по неперевитой сетке, а затем перевивался фон. Так до сих пор вышивают в Ивановской области и в селе Ведное Калининской области.

В ивановской народной вышивке преобладали сложные строчевые разделки: воздушная петля, диагональная штопка, пуговка, колесо с мизгирем, - состоящие из мелких кружочков и крестообразной формы цветов, которые придавали узору своеобразную, ни с чем не сравнимую фактуру.

Для Костромы и Ярославля характерным было введение в белую строчку цветного контура, а частично и цветных разделок из золотистого светло-зеленого, голубого, светло-розового и коричневого шелка. Особенно изысканная гамма была в вышивках Галичского района Костромской области. Там колорит узора строился на сопоставлении пастельных тонов шелка. Количество цветов увеличивалось иногда за счет нескольких оттенков одного тона. Красивая фактура вышивки, ажур мелкой сетки, перелив нежных тонов шелка создавали необыкновенно радужную игру поверхности вышивки, превращая изделие крестьянской мастерицы в драгоценное произведение искусства.

В Московской и Калининской областях цветной контур узора белой строчки выполнялся яркой шерстью открытых, но не резких тонов с преобладанием красных, изумрудно-зеленых, синих и желто-оранжевых цветов. Такое сочетание ярких тонов придавало вышитому узору праздничную жизнерадостность, свойственную природным краскам русского лета перед покосом трав. Московские мастерицы часто применяли двойной цветной контур каждого мотива, повышая этим цветовую насыщенность узора. Введение в белую строчку цвета было влиянием южной вышивки с ее ярким, жизнерадостным колоритом. Кроме белой строчки, как и на Севере, в центральных районах была распространена вышивка красной росписью с характерным графически-линейным узором. Иногда в красную вышивку вводились и цветные вставки.

Калининские народные вышивки, выполненные швом роспись, отличались необычной расцветкой и густотой узора. Здесь прозрачный кружевной орнамент из геометрических мотивов или растительных форм выполнялся тонкими шерстяными нитками сочного малинового или красно-терракотового цвета. Часто в такую изысканную по колориту вышивку добавлялись золотистые или зеленые тона.

В геометрических-мотивах вышивки Московской, Ярославской и Костромской областей заметна тесная связь с югом России. Здесь также основным являлся ромб различных очертаний, дополненный городками, звездами и другими геометрическими фигурами. Связь с северной вышивкой проявлялась в особенной приверженности народных мастериц к изобразительным элементам узора. Так же как и на севере, в центре России вышивали птиц-пав, орлов, барсов, коней, всадников и хороводы женских фигур с ветками или птицами в руках.

Как на севере и юге, в центральных областях существовали свои уникальные приемы вышивки. Так, в народной вышивке Ивановской области в начале XX в. появился узор, где сочетаются строчевые мотивы со счетной гладью. Наиболее распространенной формой в этой технике является уступчатый ромб, называемый кубанец. Кубанцы имели много вариантов. Чаще всего вышивали кубанец с пуговкой, он представляет собой уступчатый ромб, ячейки которого заполнены мелкими кружочками. Кубанец-семечко имел по углам дополнительные небольшие квадраты.

У других кубанцов к основной форме уступчатого ромба примыкали по четырем сторонам еще маленькие кубанцы. Вместе они образовывали крестовидную фигуру. Дополняли такой кубанец вышитые гладью квадраты, которые разбивали крестовидную форму ажурной вышивки. Часто ажурный кубанец украшался спиралевидными завитками, носящими образное название кудри. Кудри создавали органичный переход от массивных ажурных ромбов к ткани.

В Горьковской области в конце XIX в. сложилась уникальная техника строчевой вышивки, называемая горьковские гипюры. Это своеобразный вид строчки по сетке с большими ячейками и разнообразными разделками, где преобладают длинные стежки из мягких белых ниток. Одним из наиболее распространенных мотивов горьковской ажурной вышивки становится небольшая розетка ромбической формы с округлыми углами,

Розетка-цветок строится из плотных и легких настилов, она может иметь разнообразный рисунок: кольчик, кольчик с сеткой, кольчик с пряником, кольчик с гладью и др. Цветки собираются вместе в узоре и заключаются в геометрическую форму ромба, квадрата или прямоугольника.

Геометрические узоры в горьковских гипюрах сочетаются с растительными. Здесь преобладают крупные розетки многолепестковых цветов, гроздья ягод, колосья, перистые листья и елочки. Эти мотивы предельно обобщены, геометризованы и органично вплетены в окружающий их геометрический орнамент. Мотивы белых снежинок, елочек, ягод на прозрачном фоне сетки, белизна и пушистость нитей высокого настила образно передают картину русской заснеженной зимы. Народные мастерицы, применяя один белый цвет, добивались живописно-декоративного решения узора, умело используя тонкие градации полутонов в переходах от мерцающего темного фона к блеску пушистых рельефных настилов белых нитей. Часто гипюровые цветки сочетались с плотными гладевыми белыми цветками, вышитыми по ткани, еще больше обогащая гамму оттенков белого цвета.

Горьковская область славилась не только своими гипюрами, гордостью ее были и изящные вышивки многоцветным тамбуром на тонких кисейных платках и прозрачных рукавах праздничных рубах. Геометризованные, очерченные тонким гибким тамбурным контуром, садовые и полевые цветы были собраны в узорах этих вышивок то в пышные букеты, то в красивые гирлянды, тянувшиеся вдоль края платка. Розовые, голубые, золотистые и зеленые нежные тона шелка нередко дополнялись на этих платках золотными и серебряными нитями; мерцая и переливаясь, они усиливали декоративную выразительность узора, делали его более праздничным и нарядным.

В народной вышивке Владимирской области в отличие от других центров преобладал узор растительного характера, выполненный белой гладью или знаменитыми владимирскими швами. Центр такой вышивки - поселок Мстера.

Белая гладь выполнялась на тонких прозрачных тканях. Наряду с плотными рельефными швами применялось большое количество стягов и строчевых швов. Растительные мотивы вышивок белой гладью отличались большим разнообразием. Наиболее часто здесь встречается изображение розы, окруженной мелкими цветами и листьями, которые собраны в гирлянды или небольшие букеты.
9. Занавес. Маркизет, белая гладь. Мстерская строчевышивальная фабрика им. Н. К. Крупской. 70-е гг. XX в.
9. Занавес. Маркизет, белая гладь. Мстерская строчевышивальная фабрика им. Н. К. Крупской. 70-е гг. XX в.
Кроме цветочного узора, народные мастерицы вышивали жанровые сцены с изображением замков, нарядных дам и кавалеров, лебедей, сказочных птиц-пав. Белой гладью мстерские вышивальщицы до сих пор украшают женские блузки, детские простынки, носовые платки, ночные сорочки, покрывала из тончайших тканей: маркизета, батиста, шифона и т. д. Так же вышивают мстерские мастерицы и в настоящее время (рис. 9).

Владимирские швы - декоративная вышивка (с растительным орнаментом) крупными стежками глади. Она применялась для украшения одежды, столешников, салфеток, покрывал и занавесей. На изделиях, выполненных мстерскими мастерицами, в этой технике предпочтение отдается яркому колориту, ведущим цветом является красный с небольшими вставками в цветах и листьях голубого, зеленого и желтого цвета.
10. Конец полотенца. Льняное полотно, владимирские швы. Мстерская строчевышивальная фабрика им. Н. К. Крупской. 70-е гг. XX в.
10. Конец полотенца. Льняное полотно, владимирские швы. Мстерская строчевышивальная фабрика им. Н. К. Крупской. 70-е гг. XX в.
Такие же швы применяют мстерские мастерицы и в настоящее время для декоративного оформления современных изделий (рис. 10).

Одна из уникальнейших техник народной вышивки - шитье золотными и серебряными нитями и низание жемчугом, зародившееся на Руси в глубокой древности. Золотными и серебряными узорами украшали одежду, предметы убранства интерьера, конскую упряжь для праздничных выездов и т. д.

В золотной вышивке Х-XII вв., кроме геометрических и растительных мотивов, большое место занимали изображения птиц и зверей.

В Московской Руси XVI-XVII вв. искусство золотного шитья достигло наивысшего расцвета. В одежде и других предметах домашнего обихода русской знати золотная вышивка сочеталась с яркими, сверкающими самоцветами, жемчугом, нашитыми металлическими пластинками (фигурными плащиками и дробницами). Преимущество отдавалось растительному орнаменту с прихотливыми побегами ветвей, на концах которых располагались пышные фантастические цветы и листья.

В XVIII-XIX вв. шитье золотом широко применялось для украшения народной одежды.
11. Душегрея «перышки». Народная нагрудная праздничная одежда. Бархат, золотная вышивка. Первая половина XIX в.
11. Душегрея «перышки». Народная нагрудная праздничная одежда. Бархат, золотная вышивка. Первая половина XIX в.
Девичьи повязки, островерхие кокошники, круглые шапочки, сборчатые душегрейки, шелковые и кисейные платки расшивались золотными нитями, перламутром, мелким речным жемчугом, искусственными камнями и цветной фольгой (рис. 11). Такие вышивки в народном костюме дополнялись сверкающими парчовыми тканями на сарафанах.

Искусством золотного шитья владела не каждая мастерица, оно передавалось по наследству (иногда крестьянка проходила обучение в монастырских мастерских). Такие мастерицы славились далеко за пределами своей деревни и получали заказы из других районов. Наибольшей известностью пользовались мастерицы Каргополья, Олонецка, Торопца, Пскова, Городца, Лыскова, Арзамаса и Торжка. Народные мастерицы в совершенстве владели техническими приемами шитья металлическими нитями. Они же часто сами составляли и рисунки для вышивки.

Для народной золотной вышивки были характерны растительные мотивы. На цветном бархатном или шелковом фоне головных уборов и душегрей узор всегда представлял симметричный куст или дерево, на гибких, плавных стеблях которых расцветали фантастические гвоздики, тюльпаны, ромашки и другие цветы. Среди пышных цветов и гибких полевых трав удобно размещались уточки, петушки или птицы-павы.
12. Платок. Шелк, золотная вышивка. Нижегородская губ. Первая половина XIX в.
12. Платок. Шелк, золотная вышивка. Нижегородская губ. Первая половина XIX в.
Каждый мотив вышивался по карте в прикреп, поэтому всегда имел четкий, ясный силуэт. Гладкие блестящие плоскости узора сочетались с узорными прикрепами из мелких ромбов, квадратов, зигзагов и других геометрических фигур. Эти узорные прикрепы золотной вышивки имели поэтические названия: рядки, городок, черенок, ягодка и т. д. Сочетание различных узорных разделок золотной поверхности растительных мотивов с гладкими выпуклыми блестящими формами усиливало эмоциональную выразительность орнамента, придавало ему богатую светотеневую игру (рис. 12). Во многих районах России народный костюм дополнялся золотошвейным платком из ярких шелковых тканей. Левантиновые, кисейные, атласные, тафтяные раззолоченные платки вышивали также мастерицы в Арзамасе, Городце, Каргополье, Пскове, Торопце. Наиболее распространенными мотивами здесь были виноградные гроздья, многолепестковые цветочные розетки, ветки розы с цветами, букетами и листьями. Основной узор украшался завитками, усиками, блестками и различными сетками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону.

Заканчивая далеко не полный рассказ о народной вышивке XVIII-XIX вв., нужно сказать, что этот вид русского народного искусства в настоящее время активно развивается. Творческие коллективы каждого промысла бережно хранят и творчески продолжают традиции народной вышивки своего края. Это искусство преображения простой ткани в драгоценное произведение искусства не является привилегией только профессиональных коллективов. Чтобы постичь этот вид увлекательного творчества, необходимо прежде всего изучить технические приемы выполнения русских народных швов, познакомиться с основами построения орнаментальной композиции под вышивку. Одно из важнейших требований к выполнению изделий - учитывать их назначение в быту.

Вышитые изделия широко применяются для убранства интерьера. Современный опыт показывает, что они хорошо сочетаются со звучной керамикой, дымковской игрушкой, яркими букетами летних и осенних цветов. Скатерти, салфетки или другие вышитые изделия обычно подбираются по принципу сочетания красивых оттенков белого, золотистого, розового или других светлых тонов. Золотистые тона такой теплой нежной гаммы в малоосвещенной квартире ассоциируются с солнечными бликами. В светлой комнате, наоборот, больше могут найти применение синие, ярко-красные и даже черные небольшие салфетки.

Вариации цветовых сочетаний безграничны.
13. Панно. Лен с лавсаном, гладь. 70-е гг. XIX в.
13. Панно. Лен с лавсаном, гладь. 70-е гг. XIX в.
Даже в одном интерьере можно создавать большое количество разнообразных цветовых композиций, если периодически менять цветные скатерти или салфетки на столе и декоративные подушки на диване. В современных изделиях декоративного назначения самое разнообразное расположение узора: по узкой или широкой кайме, в центре, по углам или со свободным размещением мотивов.

Применяют небольшие вышитые панно с многоцветным узором растительного характера или со сказочным сюжетом (рис. 13).

Для занавесей и постельного белья используют легкие ткани и в вышивку вводят ажурные швы.

Народные вышивки Рязани, Тамбова, Смоленска, Воронежа, Владимира и других районов с геометрическим и растительным узором - это те образцы, которые вдохновляют современных мастериц, украшающих различные изделия бытового назначения.

В настоящее время традиционные технические приемы исполнения вышивки начинают приобретать новое звучание. Намечается тенденция к обогащению распространенных приемов. Разрабатываются более декоративные швы, которые позволяют чаще применять различные цветные нитки в одном узоре и легко выполняются на современных тканях с крупной структурой (типа редины, рогожки). Их достоинство заключается в том, что, выполненные на основе простых и сложных мережек, с использованием цветных продержек и швов, они в различных сочетаниях создают декоративный узор, который по цвету, ритму и фактуре созвучен современному направлению в оформлении изделий.
14. Скатерть Шелк, гладь. Городецкая строчевышивальная фабрика. 70-е гг. XX в.
14. Скатерть Шелк, гладь. Городецкая строчевышивальная фабрика. 70-е гг. XX в.
Узоры растительного характера с пышными фантастическими цветами хорошо могут быть выполнены тамбурным швом, владимирской или русской гладью (рис. 10, 14). Вышивкой украшают женскую и детскую одежду: платья, блузки, брючные ансамбли, жилеты, спортивные костюмы, береты, пояса, косынки и шарфы. Как и в декоративных изделиях, предназначенных для убранства интерьера, в вышивке на одежде нередко используется геометрический и растительный орнамент, многоцветный или однотонный в зависимости от назначения вещи и применяемой ткани.

Женское белье, блузки из тонких тканей вышивают белой гладью, мережками, горьковскими гипюрами или крестецкой строчкой, применяя для этого мулине или шелк. Для летнего женского и детского платья, а также для мужских рубашек используют хлопчатобумажные, льняные и льнолавсановые ткани светлых тонов с белой или цветной вышивкой разного характера: гладью, строчкой, тамбуром, мережками и т. д.

Существенное значение для вышитого узора имеет цветовая гамма. Необходимо всегда учитывать ритмическое чередование цвета, выделение основного, ведущего тона, который придает вышивке необходимую цельность и законченность.

На нарядной женской одежде из шелковых и шерстяных тканей или бархата обычно делают однотонный узор, используют приглушенные оттенки. Иногда вводят небольшое количество золотных или серебряных нитей, а также блесток и бус.

В начало



© Разработка и поддержка сайта Toxic StudioTM и Toxin. Свяжитесь с нами по E-Mail
© Powered & Designed by Toxic StudioTM & Toxin. To contact E-Mail us
Сайт управляется системой uCoz